Социальная поддержка по средствам построения инклюзивного общества
Проект направлен деятельности по развитию инклюзивного сообщества в учреждениях, в публичном пространстве. География проекта – 5 муниципальных образований в Новосибирской области. В рамках проекта в муниципальных образованиях партнерскими организациями будут сформированы команды с привлечение молодых людей с инвалидностью и тех кто нашел в себе силы справиться с трудностями жизни, которые будут проводить семинары и тренинги для детей и специалистов, организовывать мероприятия, способствующие пониманию процессов инклюзии в сообществе. Основная целевая группа проекта – дети в возрасте от 6 до 16 лет, находящиеся в трудной жизненной ситуации (имеющие инвалидность, антисоциальное поведение, социальную депривацию, трудность общения с родителями и сверстниками и др.)
В организациях, учреждениях проекта будут проведены инклюзивные мероприятия для детей, родителей, специалистов и близкого окружения по построению инклюзивной среды, включая анализа архитектурную доступность. В рамках проекта будут даны рекомендации по развитию инклюзии, созданы ресурсные кабинеты для поддержки специалистов в создании инклюзивной культуры и занятий с детьми с особенностями развития.
Мероприятия проекта в Муниципальных образованиях будут осуществляться по единой апробированной схеме, которую составят специалисты нашей организации. Будут разработаны единые инклюзивные мероприятия, проведена единая областная неделя Инклюзивной культуры с привлечением ведущих российских специалистов инклюзивных практик. В рамках реализации проекта более 100 взрослых людей (родители и специалисты) смогут разобраться в построении истинной инклюзивной среды и более 200 детей станут участниками инклюзивных мероприятий и получат навык позитивного общения со сверстниками.
Мониторинг деятельности осуществляется в течении всей продолжительности проекта. В конце проекта будет проведена его оценка. Для продолжения деятельности в рамках проекта и тиражирования опыта будут подготовлен адаптированный методический материал и передан на территории муниципальных образований.
Развитие сообществ, в которых на равных условиях включены дети целевой группы
1. Предоставление детям целевой группы равных возможностей для образования и развития совместно с их сверстниками.
2. Повышение осведомленности организаций, учреждений и местного сообщества о преимуществах инклюзивного общества.
3. Подготовка методического материла для сохранения инклюзивной среды на территориях.
- Дети с инвалидностью, ОВЗ и без инвалидности, находящиеся в трудной жизненной ситуации в возрасте от 6 до 16 лет;
- Родители детей целевой группы;
- Местное сообщество и специалисты учреждений.
-
Для эффективной реализации проекта в августе-сентябре 2022 года были проведены стратегические сессии с руководителями и администрациями образовательных учреждений г. Новосибирска и Новосибирской области по вхождению в проект на правах участников и впоследствии заключены договоры о сотрудничестве с 9 организациями дошкольного, основного общего и среднего образования, на территории которых разработаны и проведены разноплановые внеклассные мероприятия по построению инклюзивной образовательной среды в учреждениях:
-
МБДОУ детский сад «Теремок» р.п. Краснообск Новосибирской области.
-
МБОУ СОШ № 109 Кировского района г. Новосибирска.
-
МБОУ «СОШ № 1 р. п. Линево имени Ф.И. Кулиша» Новосибирской области.
-
МБОУ СОШ № 128 Кировского района г. Новосибирска.
-
МБОУ СОШ № 11 г. Искитим Новосибирской области.
-
МБОУ СОШ № 210 Ленинского района г. Новосибирска.
-
МБОУ СОШ № 67 Ленинского района г. Новосибирска.
-
МБОУ СОШ № 65 Кировского района г. Новосибирска.
-
МАУДО «Городской ресурсный центр по организации отдыха и оздоровления детей «ФорУс»: ДСОЛКД «Тимуровец» (НСО, Искитимский район, с. Морозово); ДОЛКД Пионер» (НСО, г. Бердск); ДОЛ «Звездный Бриз» (НСО, г. Бердск); ДОЛКД «Созвездие Юниор» (НСО, г. Новосибирск, п. Нижняя Ельцовка).
-
С целью минимизации барьеров в обучении и общении детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, профилактики социального сиротства, для изменения стереотипного отношения к детям с ОВЗ и инвалидностью, в период с августа 2022 года по июль 2023 года проведены мероприятия по развитию социальной инклюзии (социальная инклюзия – это непрерывный процесс, который обеспечивает людей, находящихся под угрозой социальной изоляции, возможностями и ресурсами, необходимыми для полноценного участия в экономической, социальной и культурной жизни, и таким уровнем жизни и благополучия, который считается нормальным для общества. Социальная инклюзия направлена на ликвидацию социальной изоляции, которая может являться следствием негативного отношения к разнообразию с точки зрения национальности, социального положения, этнического происхождения, физических возможностей, ментальных способностей, поведения и т. п.):
1) Проведены 882 инклюзивных мероприятия внутри образовательных организаций для обучающихся, в том числе для 690 детей целевой группы (попавших с трудную жизненную ситуацию, имеющие особые образовательные потребности или инвалидность): «Уроки доброты» (85 ед.); занятия по правам человека, профориентации, профилактике буллинга, пониманию инвалидности (33 ед.); психологические тренинги по самоопределению, взаимодействию и сплочению коллектива (46 ед.); кинопоказы (6 ед.); дни инклюзии (4 ед.); конкурс детских инклюзивных проектов «Формула дружбы» (1 ед.). Для лучшего понимания процессов инклюзии в обществе к проведению мероприятий проекта привлечены молодые люди с инвалидностью, которые нашли в себе ресурсы справиться с жизненными трудностями, и которые самостоятельно провели «Уроки доброты» для учащихся и стали экспертами на педагогических семинарах и курсах.
2) В течение 2022-2023 учебного года специалистами НМООИ Ассоциация «Интеграция» организована индивидуальная и групповая психолого-педагогическая работа с детьми, имеющими особые образовательные потребности, трудности в обучении и общении со сверстниками. Из 882 мероприятий за отчетный период проведено 707 индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с обучающимися из социально уязвимых категорий семей (переселенцы, мигранты, имеющие статус ОВЗ или инвалидность, трудности в обучении, адаптации и общении со сверстниками, девиантное поведение и др.), большая часть которых организована в рамках функционирования ресурсной (инклюзивной) комнаты на базе МБОУ СОШ № 109. Периодичность и количество занятий психолога с одним ребенком являлась стандартной (от 1 до 10 консультаций), но с некоторыми детьми, требующими постоянного пристального внимания, пришлось организовать длительную еженедельную работу в течение всего учебного года. По итогам психо-коррекционных мероприятий (по устным и письменным отзывам педагогов и родителей) учащиеся стали чувствовать себя более уверенно, повысилась мотивация к учебе, улучшилась успеваемость, старшеклассники преодолели эмоционально-психологические барьеры и трудности при подготовке к ГИА и ЕГЭ.
3) На протяжении всего проекта в стенах образовательных учреждений проведены внутри и внеклассные «Дни инклюзии», включившие в себя ряд интерактивных творческих площадок на понимание инклюзивных процессов сплочение в обществе и сплочение детских коллективов: «Мир наощупь», «Я рисую мир», «Стихотворчество без границ», «Не говоря ни слова», «Говорящие руки», «Мы – команда» и т.д. Ведущими площадок стали педагоги дополнительного образования, переводчик русского жестового языка, молодые люди с нарушением ОДА, слуха, зрения, студенты НПК № 1 им. А.С. Макаренко и НГПУ, волонтеры.
4) В период с 1 февраля 2022 года по 31 октября 2023 года дети и педагоги образовательных организаций Новосибирской области реализуют социально значимые идеи в рамках I Конкурса детских инклюзивных проектов «Формула дружбы» по развитию инклюзивных сообществ и поддержке социально значимых проектов и инициатив в образовательных учреждениях г. Новосибирска и Новосибирской области. Участниками конкурса стали проектные команды, в состав которых включились педагоги, родители, обучающиеся, имеющие особые образовательные потребности, волонтеры, экспертное сообщество.
30 марта 2023 года конкурсанты провели презентацию своих проектов, которым преподаватели и магистранты НГПУ дали экспертную оценку и рекомендации по дальнейшей реализации. 13 команд и 70 участников ведут борьбу за призовые места. Осенью 2023 года запланирована защита проектов, подведение итогов и награждение победителей.
5) 27 культурно-массовых и спортивных мероприятий городского и областного уровней позволили включить не только детей целевой группы в разнообразную творческую и спортивную деятельность, но и их одноклассников, педагогов, родителей, волонтеров, жителей города и области. VI Фестиваль параспорта, День толерантности в ТРЦ «МЕГА», «Новогодний Арбат», городские семейные праздники «Подарок Деду морозу», Инклюзивный клуб «СРЕДА», дискуссионный киноклуб «Точка зрения», День защиты детей, – с помощью общегородских событий удалось увеличить количество участников мероприятий проекта и привлечь внимание общества к положительному влиянию инклюзии во всех сферах деятельности человека. Общий охват мероприятий составил 850 человек.
-
Для построения инклюзивной образовательной среды в учреждениях, демонстрации и обмена накопленным педагогическим опытом в области социальной инклюзии, мотивации педагогов и поддержки родителей организованы:
1) 260 мероприятий (недели инклюзивного образования, экспертные семинары, круглые столы, дискуссионные площадки, курсы повышения квалификации, психологические тренинги и индивидуальные консультации) для 535 педагогов по повышению готовности работать с нетипичными детьми и для лучшего понимания процессов инклюзии в образовательной и социальной сферах.
2) В течение 2022-2023 учебного года к специалистам проекта обратилось 94 родителя с различными проблемами в обучении детей. По итогам первичной психолого-педагогической диагностики учащихся и после анализа внутришкольной и семейной ситуации, всем обратившимся выданы рекомендации для преодоления или минимизации трудностей в образовании детей (выбор образовательного учреждения, привлечение необходимых узкопрофильных специалистов, подбор коррекционно-развивающих методик, составление и согласование мероприятий персонального маршрута для семьи и т.д.).
Также для повышения уровня социальной удовлетворенности и адаптации, семейного функционирования, на базе ресурсной комнаты МБОУ СОШ № 109 с сентября 2022 года по май 2023 года социальным психологом проведена 251 семейная и индивидуальная консультация с педагогами и родителями по выявлению причин возникновения трудностей в обучении детей и определению алгоритмов по их устранению. Работа со взрослыми имела регулярный характер (от 1 до 5 консультаций) с целью постоянной поддержки учителей и семей, в которых воспитываются дети с особыми образовательными потребностями. Также в течение проекта оказаны консультативные психологические услуги педагогам и родителям по профилактике профессионального и эмоционального выгорания, управлению стрессом, гармонизации семейных отношений.
2) 20 сентября 2022 года с целью развития инклюзивной культуры в образовательных учреждениях, повышения готовности педагогов работать с детьми с особыми образовательными потребностями, проведен выездной обучающий тренинг для 25 педагогов проектных школ «Технология тимбилдинга как инструмент развития школьной инклюзии». Данная технология позволяет в образовательных организациях сплотить не только детские, но и взрослые коллективы, развить чувства взаимопомощи, ответственности за другого, принятия и эмпатии. Тренинг по тимбилдингу был повторно реализован в условиях общеобразовательной школы на осенней Неделе инклюзии в МБОУ СОШ № 210, чтобы педагоги в дальнейшем смогли самостоятельно апробировать упражнения на командообразование и сплочение детских коллективов в своих учреждениях.
3) 13 и 17 октября 2022 года прошли общешкольные «Дни инклюзии» в МБОУ СОШ №11 г. Искитима Новосибирской области и МБОУ «СОШ №1 р.п. Линево имени Ф.И. Кулиша» Новосибирской области, в процессе которых были реализованы все форматы работы с учащимися по развитию школьной инклюзии, самоопределению и профориентации подростков. Участие в педагогических семинарах «Инклюзивная школа: территория сотрудничества, которая способствует развитию каждого ученика» приняло участие 69 специалистов, которые положительно оценили программу и тематику выступлений, профессионализм спикеров, озвучили собственное мнение о развитии инклюзивного образования в сельских школах.
4) В осенний каникулярный период 2022 года на базе МБОУ СОШ № 210 прошла Неделя инклюзивного образования «Школа – территория для всех». В практико-ориентированное обучение по поиску и подбору методов и технологий для минимизации барьеров в образовании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; дети с инвалидностью; дети с ограниченными возможностями здоровья; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении и др.). включились 50 педагогов и родителей.
Приглашенные специалисты Управления образования Администрации городского округа г. Уфа поделились опытом построения инклюзивной культуры, политики и практики в образовательных учреждениях республики Башкортостан. Преподаватели НГПУ и НИПКиПРО рассказали о дифференцированном подходе в коррекционно-развивающей работе на уроках в начальных и средних классах, а психологи поработали с учителями и родителями в плане профилактики эмоционального выгорания в условиях инклюзивного образования.
Эксперты помогли педагогам уточнить и систематизировать представления о современных подходах к реализации инклюзивного образования, изучить «стратегию включения» всех субъектов в образовательный процесс, узнать о методических и дидактических разработках, инновационных формах работы и технологиях в области инклюзивного образования. Неделя инклюзии завершилась семинаром по основам детского тимбилдинга «Особенности проведения упражнений на сплочение класса в условиях общеобразовательной школы», активное участие в котором приняли не только педагоги, но и родители.
5) Курсы повышения квалификации работников сферы образования «Необходимые условия и принципы построения инклюзивного пространства в образовательном учреждении» включили в себя лекции и практические семинары по созданию специальных условий для развития инклюзивного образования, специфике работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности, функционированию ресурсных комнат, формах и методах работы для эффективной социализации учащихся. С 1 по 10 ноября 2022 года обучение прошли 28 педагогов из школ и детских садов г. Новосибирска и НСО. По итогам анкетирования педагоги особенно отметили четкую организацию и слаженную работу преподавателей, актуальность и разнообразие тем, профессионализм спикеров, практикоориентированность курса, гостеприимство принимающей стороны.
6) 18 января 2023 года в МБДОУ детский сад «Теремок» р.п. Краснообск Новосибирской области состоялся круглый стол с участием работников сферы дошкольного образования «Инклюзивный детский сад: территория сотворчества и сотрудничества, которая способствует развитию каждого ребенка». 20 воспитателей, психологов, дефектологов, логопедов включились в дискуссию по выявлению и решению проблем в области реализации инклюзивного образования в детских садах, поделились профессиональным практическим опытом по использованию эффективных методик для создания в детских коллективах атмосферы принятия, эмпатии, дружелюбности и взаимовыручки. Совместно с педагогами было принято решение о проведении осенью 2023 года цикла научно-практических семинаров для работников детских садов, инклюзивных мероприятий для детей и родителей.
7) С 27 по 31 марта 2023 года на базе МБОУ СОШ № 128 проведена Неделя инклюзивного образования «Социальная инклюзия в образовании: принцип открытых дверей и равных возможностей», в рамках которой для 107 педагогов, родителей и детей были организованы лекции, тренинги и дискуссии по развитию социальной инклюзии в образовательных организациях. Преподаватели НГПУ рассказали о современном состоянии и перспективах развития инклюзивного образования, а также об «универсальном дизайне обучения как реализации принципа экологии в инклюзии». Педагогический коллектив МБОУ СОШ № 128 поделился профессиональным опытом построения инклюзивной культуры в учреждении, психологи провели тренинги с учителями и родителями по профилактике эмоционального выгорания и стрессоустойчивости в условиях инклюзивного образования, профориентологи выделили особенности профориентации школьников, проведя лектории и открытые уроки «Моя профессия – мой выбор».
8) 6 апреля 2023 года специалисты НМООИ «Ассоциация «Интеграция» приняли участие в районной дискуссионной площадке «Межведомственное взаимодействие в работе с подростками и молодежью с ОВЗ и инвалидностью». В дискуссии приняли участие педагоги-психологи, учителя, специальные и клинические психологи, представители некоммерческих организаций по социальной поддержке граждан, преподаватели средне-специальных и высших учебных заведений, специалисты ПМПК. В процессе дискуссии участники площадки обменялись опытом по вопросам совершенствования методов эффективной поддержки подростков и молодежи с ОВЗ и инвалидностью. Выявили факторы, которые препятствуют эффективному межведомственному взаимодействию в работе, определили основные направления деятельности по формированию комфортной безбарьерной среды для жизнедеятельности, оказанию своевременной психологической помощи и поддержки в вопросах образования и трудоустройства подростков и молодых людей с ОВЗ и инвалидностью.
9) 29 апреля 2023 года в рамках инструктивного сбора «Время возможностей» в преддверии летних каникулярных смен специалисты НМООИ «Ассоциация «Интеграция» провели обучающий семинар для 186 вожатых по построению доступной инклюзивной среды в детских лагерях Новосибирской области МАУ ДО ГРЦ ОООД «ФорУс»: ДСОЛ КД «Тимуровец», НСО, Искитимский район, с. Морозово; ДОЛКД Пионер», НСО, г. Бердск; ДОЛ «Звездный Бриз», НСО, г. Бердск; ДОЛКД «Созвездие Юниор», НСО, г. Новосибирск, п. Нижняя Ельцовка. Предварительно с руководством детских лагерей на октябрь – ноябрь 2023 года согласованы образовательные информационно-просветительские мероприятия для педагогов сферы детского отдыха и оздоровления.
10) 17 мая 2023 года в целях повышения качества инклюзивного образования и формирования положительного образа человека с ограниченными возможностями здоровья в городе Новосибирске состоялся Городской форум инклюзивных практик «Все включены», организованный МБУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр» в рамках реализации муниципального проекта «Модель сетевого взаимодействия образовательных организаций в инклюзивном образовательном пространстве города Новосибирска».
На партиципаторной сессии #БЫТЬВМЕСТЕВАЖНО, посвященной теме «Социализация людей с ограниченными возможностями здоровья», выступила Зеленина В.С., руководитель инклюзивных проектов НМООИ «Ассоциация «Интеграция», представившая доклад «Проекты по развитию инклюзивного общества и жизнеустройству людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью».
11) С 5 по 7 июля 2023 года специалисты НМООИ «Ассоциация «Интеграция» приняли участие в межрегиональной научно-практической Конференции «Опыт и перспективы внедрения методики совмещения обучения и общественно-полезной волонтерской деятельности учащихся», организованной Фондом «Созидание» (г. Москва) в партнерстве с Костромским областным институтом развития образования. Зеленина В.С. и Тепкаева Н.А. представили доклад на тему «Опыт развития волонтерства и социальная инклюзия», обобщив опыт работы организации по развитию инклюзивного волонтерства, инклюзивной культуры и практики в образовательных учреждениях Новосибирской области.
-
С целью развития единого инклюзивного общества, в котором для людей с особыми потребностями и ограниченными возможностями создаются условия для ведения независимого образ жизни и активного участия во всех сферах деятельности человека, ведется планомерная работа по следующим направлениям:
1) Организованы и проведены 26 общих культурно-массовых и спортивных мероприятий на городских площадках, самыми значимыми из которых стали «День толерантности» и «Дни инклюзии» в МЕГЕ, VI Фестиваль параспорта, «Новогодний Арбат», семейные праздники «Подарок Деду морозу» и «День защиты детей», инклюзивные мероприятия в «Центре креативных индустрий», привлекшие не только учащихся и педагогов образовательных учреждений, но и родителей, волонтеров, благотворителей.
2) Инклюзивный дискуссионный киноклуб «Точка зрения», став традиционным и популярным местом встречи для всех горожан – любителей кино, организует инклюзивные показы 2 раза в месяц, стараясь учитывать особенности здоровья и пожелания зрителей (детские и семейные киноленты, фильмы с субтитрами и тифлокомментариями, специальными условиями для детей и взрослых с физическими и ментальными особенностями и др.). С сентября 2022 г. по май 2023 г. в кинозале «Синема» (ГБУК НСО «Центр креативных индустрий») по адресу: Каинская, 4, проведено 16 инклюзивных кинопоказов для жителей города.
3) Мероприятия Инклюзивного клуба «СРЕДА» ежемесячно проходили в ТРЦ «Мега» на площадке «Место есть. 2.0»: ярмарка вакансий «Выбираю работать», «День толерантности», сюжетно-ролевая ПРОФ-игра «Новогодний Арбат», танцевально-конкурсная программа «Дела сердечные». 14 апреля 2023 года инклюзивный клуб «СРЕДА» совместно с киноклубом «Точка зрения провели Конкурс инклюзивных мультфильмов и видеороликов «Кино для всех». Обучающиеся ОУ г. Новосибирска представили 20 видео работ, по итогам просмотра которых зрители выбрали учреждения-победители: МБОУ С(К)Ш № 1, МБОУ СОШ № 105, МБДОУ д/с № 251 «Звездочка». Посетители ТРЦ «Мега» также активно участвуют в инклюзивных мероприятиях.
4) 30 обучающихся целевой группы проекта приняли активное участие в XV Инклюзивном фестивале детского и юношеского творчества «Солнечный марафон» в номинациях: вокальное исполнение, художественное творчество, изобразительное искусство, хореография. Ребята с разным потенциалом возможностей стали частью крупного городского мероприятия, справились со страхами перед выступлением и продемонстрировали свои таланты на высоком исполнительском и художественном уровне.
5) 20 мая 2023 года на Михайловской набережной в Новосибирске в десятый раз прошел «Зеленый марафон» от Сбербанка. На специально организованной инклюзивной площадке специалисты НМООИ «Ассоциация Интеграция» провели мероприятие по пониманию инвалидности: ведущие «Уроков доброты» с нарушениями зрения, слуха и НОДА рассказали и показали горожанам, как они видят и чувствуют мир.
-
Для тиражирования накопленного опыта по результатам инклюзивных мероприятий проекта и устойчивого развития инклюзивной образовательной среды на территориях в период с мая по июнь 2023 года подготовлен и издан методический сборник «Построение инклюзивной среды в детском образовательном учреждении». Методическое пособие предназначено для педагогов, родителей, специалистов социально ориентированных НКО и содержит рекомендации по построению безбарьерной среды и развитию социальной инклюзии в детских образовательных учреждениях.
Данный сборник отличает тематическое разнообразие, новые идеи и интересное содержание мероприятий, направленных на создание дружных детских коллективов. Для авторов-составителей это первая попытка осмысления собственного накопленного опыта в области социальной инклюзии, который будет интересен, полезен и востребован аудиторией.
В июле 2023 года состоялась передача 200 экземпляров специалистам образовательных учреждений г. Новосибирска и Новосибирской области.